РАДИОЭЛЕКТРОНИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

АВТОТРАНСФОРМАТОРНАЯ СВЯЗЬ

В этом случае контуры имеют общую катушку. Энергия переходит частично через магнитное поле, а частично непосредственно благодаря наличию электрического соединения между контурами.

Рис.1 — Виды автотрансформаторной связи

В схеме (рис.1 а) катушка Lсв входит в первичный контур, а часть этой катушки Lсв входит во вторичный контур и напряжение на ней создает так I2. Катушка Lсв работает как понижающий автотрансформатор или индуктивный делитель напряжения. Дополнительная катушка L2 вместе с Lсв образует индуктивность вторичного контура. Чем большая часть катушки L1 входит в оба контура, тем сильнее связь. В схеме (рис.1 6) катушка L2 входит во вторичный контур и работает как повышающий автотрансформатор. Ее часть Lсв входит в первичный контур, вкотором еще дополнительно (рис.1). Различные случаи авто-включена катушка Lсв. В этой трансформаторной связи схеме связь также, как и в схеме (рис.1 а), усиливается с увеличением Lсв.

В схеме (рис.1 в) чем меньше Lcв по сравнению с L1 и L2, тем слабее связь.

Рис.2 — Схемы комбинированной индуктивно-емкосной связи

При постоянной связи провод от катушки Lсв присоединяется к ней наглухо. При переменной связи применяется переключатель, позволяющий включать различное число витков, или «щуп», который можно ставить на разные витки, если катушка выполнена из голого провода. На схеме его изображают стрелкой.
Комбинированная связь. Иногда применяются схемы с двумя различными видами связи, главным образом индуктивной и емкостной. Для примера на (рис.2 а) показан вариант с внешней емкостной связью, а и а (рис.2 б) — с внутренней емкостной связью.

Рассмотренные выше виды связи могут быть также у двух обычных цепей переменного тока или у колебательного контура с не колебательной (апериодической) цепью.